Разговор о знакомствах

Золотые пропорции любви

24 декабря 2015, в 10:57

Искусствоведы и по сию пору не перестают спорить: что есть искусство, и какова его миссия - в развитии человечества. Школы и направления - сражаются между собой… практически иногда из-за ничего. Особенно там, где разговор касается искусства отображения человеческих отношений, да и самого искусства отношений. 

Никто не склонен спорить: отношения - это искусство и искусство - это отношение. Со своими особыми - золотыми пропорциями. Пропорциями внутренней и внешней гармонии. Но… 

Когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях, их гармонии, то так же, как и в мире физических объектом, здесь правит бал… или, по крайней мере, должна бы им править - гармония. Однако… так ли это? 

Гармония… научный и искусствоведческий идеал человеческих взаимоотношений - несомненно, связан с понятием любви. И если ученые любви бояться, то искусствоведы и люди творчества… ее обожествляют. И тоже - боятся… Немного. Как и положено. Но… 

Нам с детства внушили мысль, идущую, пожалуй, еще от титанов Возрождения: в человеке, его отношениях, все должно быть прекрасно. И когда мы ищем нашу "вторую половинку", когда мы изображаем - ее - в произведении искусства - перед нами всегда незримо маячит идеал гармонии. Внутренней и внешней, гармонии физического, душевного и … социального. То, что отношения и их изображение социальны - сомнению не подлежит… Однако, в искусстве - намного больше, чем в науке, - всегда существовало стремление "опередить" течение событий, задать культурное развитие человечества… хотя бы на уровне творчества как такового. 

Благодаря такой конструирующей развитие человечества функции творчество до сих пор возводится в абсолют: какой современный человек не мечтает о творческой самореализации? И, тем не менее, искусство, творчество… доступно не всем. И хотя порой нам кажется, что еще чуть-чуть и мы - ухватим это безымянное "нечто", которое делает простой лист бумаги, испещренный каракулями, грубо слепленный кусок гипса… произведением искусства, воспевающим человека, его великолепие… его трагедию и способ преодоления, выхода за пределы самого себя… но ухватить нам это часто - не под силу. Почему? 

Потому что критерий настоящего искусства, включая искусство взаимоотношений, - и просто и сложен для рационального познания. Именно поэтому гениальный критик и искусствовед далеко не всегда - способен быть гениальным художником, писателем, музыкантом…. 

Что это за критерий? Это критерий духовности. Этот критерий может даже входить в противоречие с другими критериями…критериями внешней, физической красоты, критериями внешних, социальных норм, критериями внутренней гармонии и комфорта человеческих отношений… . Но - присутствуя , этот критерий превращает произведение и сами отношения, которым оно посвящено, в произведение искусства, которым мы восхищаемся и которое остается с нами на века. 

Духовность отношений и духовность искусства. В чем они? Духовность есть принятие Бога, понимание Бога, любовь к Богу. Многим из нас она дана через понятие любви. То, что мы любим, то, во что вкладываем любовь… есть произведение искусства. 

Эстетическая дистанция… краеугольный камень отношений к любимому… как совершенному творению Бога, к миру… который не нуждается в наших оценках и вмешательствах - по сути, основана именно на любви. 

Что значит любовь и что значит - любить? Любить - быт включенным настолько, насколько нужно… Настолько, насколько это - происходит, происходит само по себе. И, создавая бессмертное произведение искусства, каждый из творцов знает… что создавал - не он. Творил - не он. Нам хочется приписать лавры успеха, лавры великого художника, писателя, музыканта и… великого любовника - себе. Но…любящие знают: любят не они, но - мир - через них. Любят - не конкретного человека или объект, но - через него. И - весь мир. Объятие любви… предназначено миру, подарившему нам возможность встречи и возможность создания. Того, что должно быть создано. Наша встреча и ее развитие… хаос взаимоотношений… , наши творения и даже их жизнь… с нами и без нас… подчинены гармонии неизмеримо более высокой, чем способен понять человеческий разум. 

Любовь…Да, есть любовь, которая предполагает гармонию тела. И искусство, которое предназначено для создания физического комфорта… Мы - мало ценим и то, и другое. Кич - в любви и искусстве… всегда был развлечением для тех, кто искренне верил в свою способность творить. И способность отказаться от творения. Баловство - оно и есть - баловство. 

Есть любовь и искусство, которые "востребованы обществом"…. Течения, школы, культурные традиции… и амбиции создателей. Любовь как предлог для брака, любовь как способ зависимости, творчество как "черта личности". Забавная черта, не правда ли? И поддается развитию! Как приятно. 

Есть любовь и искусство души…Творящий - во власти чувств. Повзрослевший ребенок, который не может удержаться - чтоб не излить бушующее в груди пламя любви на окружающий мир, который не может - подавить огонь творчества… и готов сражаться с миром, чтобы донести, доказать, подарить… 

Есть любовь и искусство Бога… Какие они? Не я, а он. Подарок? Да, не мой - Его. Творение? Да, не мое - Его. Для чего? Он - знает. Мы - когда-нибудь поймем. Если будем очень стараться. Стараться любить другого. И мир - через него. И для - Него. 

И тогда…. Бог, который есть любовь… на уровне наших тел, на уровне наших "Я", на уровне наших переживаний… и нашей сущности… приходит к нам, воплощенным в реальные отношения, реальные картины, музыку, тексты. Во-плоти своей. И тогда никто не может сказать: "Это Я". Мы можем сказать только "Это - Он". Или - "Это Она". Если сможем и захотим сказать. Потому что говорить … не о чем. 

Помните прекрасные сказки, которые, к досаде многих ученых и искусствоведов, почему-то заканчиваются невнятным :"И жили они счастливо"? Случайность и недалекость жизненного опыта наших предшественников? Наверное, нет. Человеку, постигшему Бога… или хотя бы малую его часть - в своем творчестве, в своих отношениях с людьми… подчас и правда… говорить не о чем. Не потому что "там", по ту сторону нашего повседневного "Я", которое мы преодолеваем в любви и в искусстве - ничего нет. Потому что там есть то, что нашему повседневному "Я" недоступно. 

Вспомните и другую загадку наших отношений… "Должна быть в женщине какая-то загадка", - твердят на перебой мужчины. Зачем? Чтобы скрыть загадку самих себя. А она - существует. Но… не там, где мы ее обычно ищем, перебирая бесконечные отличия наших "Я". Загадка мужчины… души мужчины, как и души женщины… В том, что… прочитайте предыдущее предложение еще раз… 

И самые "настоящие" из женщин, самые "настоящие" из мужчин давно эту загадку разрешили. 

Гармония на уровне тела… Прекрасная Персефона и Аид… Гармония души… бессмертная Травиата, гармония социальных "Я"… бесконечное воспроизводство удобных форм… все это… и намного больше… их самих же. Оживотворяющее начало - дух. Без которого - гармония пуста. А человек - заменен на супермощный компьютер. Совершенство, лежащее вне канонов… физического, душевного, социального. И знающее один канон. Божественный. 

А мы? Мы по-прежнему игнорируем разгадку. Но тем, кто хочет ее разгадать, напомним еще раз: самое дорогое всегда прячется на виду у всех. Правда - скрывает саму себя. Мы не состоянии в нее не только - поверить, просто - воспринять. Как правду. И как реальность. 

Помолчим?

Автор: Мариям Минигалиева
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
223223
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!