Разговор о знакомствах

Многообразие типов любви: любовь как искусство

24 декабря 2015, в 10:25

Полное отсутствие собственно творческой искры, "искры Божьей" превращает наши отношения, наши попытки создания прекрасного в очередной результат интеллектуализированных размышлений о мире. Почему? Потому что критерий настоящего искусства, включая искусство взаимоотношений, - и просто и сложен для рационального познания. Именно поэтому гениальный критик и искусствовед далеко не всегда - способен быть гениальным художником, писателем, музыкантом…. 

Что это за критерий? Это критерий духовности. Этот критерий может даже входить в противоречие с другими критериями…критериями внешней, физической красоты, критериями внешних, социальных норм, критериями внутренней гармонии и комфорта человеческих отношений… . так рождаются произведения, ценность которых - "вне времени и пространства". Так рождается и любовь - преодолевающая смерть. 

Наличие этого критерия превращает произведение и сами отношения, которым оно посвящено, в произведение искусства, которым мы восхищаемся и которое остается с нами на века. Обычно это случается тогда, когда любовь перестает вмещаться в обычные рамки повседневных отношений или по каким-то причинам не может быть воплощена в реальные отношения. И тогда она начинает воплощаться в произведении искусства. Примеров тому - множество. Особенно в наш - жестокий - век, насыщенный негативными, страшными переживаниями и событиями. В этот век отчуждения и разрушения человеческих отношений искусство остается одним из способов сохранения "связи времен" и… самой любви. 

В некоторых случаях, например, если мы смотрим на бессмертный шедевр-"диптих" А.Дюрера "Адам. Ева" (1507), то видим единство - физических, социальных и духовных критериев прекрасного, критериев любви. В других - в разные времена и в разных культурах, когда ведущим становится тот или иной критерий - любовь оказывается воплощенной лишь одной из своих ипостасей. И именно то. какая ипостась любви воплощена в произведении позволяет ему стать или не стать произведением искусства. Но об это - наша следующая статья (Иллюстрация: диптих А.Дюрера Адам. Ева. 1507). 

Если посмотреть на любовь, ее изображение в искусстве, то мы увидим несколько основных вариантов. В зависимости от того, какой критерий является доминирующим. 

Есть любовь, которая предполагает гармонию тела. И искусство, которое предназначено для создания физического комфорта… и удовольствия. Как правило, оно и отражает - комфорт и удовольствие. И так же часто мы - мало ценим и то, и другое. И потому такие произведения часто остаются скорее "интересными", чем - значительными. Для истории наших отношений, истории и культуры человечества. (Иллюстрация - Хонтхорст Г. Пастух и пастушка, 1633) 

Очень часто такого рода искусство переходит в китч. Кич - в любви и искусстве… всегда был развлечением для тех, кто искренне верил в свою способность творить. И способность отказаться от творения. Баловство - оно и есть - баловство. Даже если - "хобби". 

Есть любовь и искусство, которые "востребованы обществом"…. Течения, школы, культурные традиции… амбиции создателей и социальный заказ. Любовь как предлог для брака и … творчество как "черта личности". Забавная черта, не правда ли? И поддается развитию! С помощью обучения профессиональным техникам. Как приятно. Простота чувств и содержания. Не всегда оправданная - но оче5нь милое. Милое искусство. (Иллюстрация - Лепаж Ж. Деревенская любовь, 1882). 

Оба этих типа искусства, включая искусство любви, часто объединяются в третий… любовь и искусство души…Творящий - во власти чувств. Повзрослевший ребенок, который не может удержаться - чтоб не излить бушующее в груди пламя любви на окружающий мир, который не может - подавить огонь творчества… и готов сражаться с миром, чтобы донести, доказать, подарить… 

Есть любовь и искусство "от Бога"… Какие они? Не я, а он. Подарок? Да, не мой - Его. Творение? Да, не мое - Его. Для чего? Он - знает. Мы - когда-нибудь поймем. Если будем очень стараться. Стараться любить другого. И мир - через него. И для - Него. И тут - произведение может быть… просто - некрасивым. Что красивого в искаженных телах, пропорциях, цветах и светотенях? 

Но прекрасен Бог, который есть любовь, который на уровне наших тел, на уровне наших "Я", на уровне наших переживаний… и нашей сущности… приходит к нам, воплощенным в реальные отношения, реальные картины, музыку, тексты. Во-плоти своей. И тогда никто не может сказать: "Это Я". Мы можем сказать только "Это - Он". Или - "Это Она". Если сможем и захотим сказать. (Иллюстрация - Шагал М. День рождения, 1915). 

Итак, мы можем выделить несколько гармоний. Гармонию на уровне тела, с его древними пропорциями и "золотыми сечениями" физического толка, гармонию души, с ее требованием совпадения внутренней и внешней красоты, физической и эмоциональной пропорциональности, гармонию социальных "Я" с ее бесконечное воспроизводство удобных форм. Но самая важна гармония - гармония духовная. Оживотворяющее начало искусства - дух. Без которого - гармония пуста. Пусты отношения, а произведение - всего лишь нарядная вещица, каких много вокруг нас в повседневности и которая уйдет - вместе с этой повседневностью. Духовная, творческая гармония - это совершенство, лежащее вне изменчивых канонов… физического, душевного, социального. Знающее один канон. Божественный. 

Который нужно уметь видеть.

Автор: Мариям Минигалиева
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
092929
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!