Проблемы супругов

Изменение и улучшение отношений: становимся профессионалами

25 декабря 2015, в 11:11

В обыденных взаимоотношениях можно воспользоваться правилами, сформулированными в RE -терапии. (Relation Enhancement therapy). RE-терапия, созданная Б. Гумей (Guemey B., 1982) - это терапия, направленная на "увеличение, возрастание отношений". По своей сути она является способом изменения личности и межличностных отношений путем научения. В этом подходе человека обучают достигать сознательного контроля над тем, что раньше было для него бесспорным в межличностных отношениях. 

Если человек знает, какие ответные чувства вызывает его отклик на их высказывания, он может использовать свое поведение для достижения осознанных целей (Яковлева С.В., 1998). Для этого человеку нужно научиться:

- навыкам эмпатии или сопереживания (со-радости и со-горевания) 

- экспрессивному умению (умению выразить себя), 

- дискуссионно-переговорному умению, 

- умению решать межличностные проблемы и конфликты,

- самоизменяющемуся умению, 

- умению помочь изменениям других, 

- обобщающему умению (поддержанию этих умений на уровне постоянной готовности). 



Приведем сводные правила для каждого из этих умений.

Сводные правила змпатического (сопереживающего) умения

1. Слушайте собеседника очень внимательно, улавливайте его настроение, показывайте жестами и краткими вербальными знаками и позой, выражением лица, что вы следите за его мыслями

2. Концентрируйте внимание не на том, что говорит другой человек, а на том как он внутренне реагирует на людей и события.

3. Мысленно поставьте себя на место другого и задайте себе пять вопросов: 1) что стал бы я думать о себе как о личности? 2) что стал бы чувствовать? 3) чего стал бы я желать? 4) что бы я хотел сделать? 5) какие противоречия у меня бы возникли?

4. Сформулируйте мысленно в общих чертах эмпатическое (сопереживающее) высказывание на основе своих ответов о себе на пять вопросов. Затем поставьте себя на место другого и "послушайте", как это высказывание будет звучать для других. Отбросьте все мысли и слова, которые кажутся хоть чем-либо угрожающими.

5. Выскажите другому, чего он, по вашему мнению, желает относительно обсуждаемого конфликта, что чувствует или собирается делать, особенно то, что он еще не сказал.

6. Высказывайте свое заявление утвердительно, а не в форме вопроса, не употребляйте в нем слово "я"; покажите интонацией, выражением лица, позой, что вы цените, что другой человек высказал вам свои взгляды и чувства, что вы уважаете их.

7. Завершайте свое высказывание, если замечаете, что собеседник проявляет нетерпение или теряет интерес.

8. Если другой делает какие-нибудь поправки к вашему высказыванию, принимайте их с готовностью и немедленно.



Сводные правила экспрессивного умения

1. Говорите только о себе - только о совей собственно позиции, поведении и переживаниях. Избегайте высказываний о том, что правильно, а что неправильно, что нормально, а что ненормально.

2. Выражайте ваши чувства и мысли относительно проблемы, только если они того заслуживают. Например, вы можете их хотя бы просто внятно и "весомо" сформулировать….

3. Будьте точны. Старайтесь избегать обобщений отдельных фактов для выводов о чертах характера, говорите только о фактах поведения.

4. При первой же возможности говорите о своих положительных отношениях, чувствах, предположениях и ожиданиях применительно к ситуации.

5. Применяйте межличностное послание при первой же возможности для более точного выражения своих желаний относительно перемен в поведении другого: каких действий вы хотите, какие чувства они вызовут у вас, какие выгоды это принесет вам и другому.



Сводные правила дискуссионно-переговорного умения

1. Каждый партнер имеет право затребовать переключения способа действия (перехода от эмпатического, то есть сочувствующего - другому, к экспрессивному, то есть "выражающему" себя, методу и т. п.).

2. Прежде чем выражать свои взгляды (то есть стать экспрессером) отвечающий (то есть респондент) должен сначала высказать эмпатический отклик на сказанное до него (продемонстрировать взаимопонимание или стремление к нему).

3. Экспрессер должен одобрить отклик как адекватный - то есть подтвердить умение партнера сопереживать или хотя бы зафиксировать попытку взаимопонимания.

4. Как только респондент затребовал изменение способа действия, экспрессер может уточнить неудачный ответ при надобности, но не имеет права добавлять новые мысли.

5. Когда один из участников дискуссии испытывает явно более сильные эмоции (особенно негативные), чем другой, лучше позволить ему продолжить свои высказывания в качестве экспрессера, даже если это будет означать, что никакого переключения способа действия не произойдет довольно долго. Этому сигналу-намеку надо отдавать предпочтение перед другими, упомянутыми в пунктах 2, 3, 4.

6. Выступая в роли экспрессера, имейте в виду необходимость изменения (переключения) способа действия в следующих обстоятельствах:

а) когда вы уже выразили наиболее значительные мысли, чувства или предложения для решения проблемы;

б) когда вы хотите узнать мнения, предложения или чувства других участников дискуссии.

7. Выступая в роли респондента, обдумайте вопрос о переключении способа действия в следующих случаях: а) когда вы уже дважды повторили мнение о глубинных чувствах другого по существу проблемы; б) когда ваши собственные мысли или чувства начинают лишать вас способности оставаться в состоянии эмпатии; в) когда вы можете сказать нечто такое, что могло бы благоприятно повлиять на перцепции участников дискуссии или помочь в решении проблемы.

8. Выступая в роли фасилитатора (человека, способствующего общению и решению проблем), подумайте о переключении способа действия других, когда наблюдается любое из упомянутых явлений, а экспрессер или респондент не требуют переключения способа действия.



Сводные правила решения проблем и конфликтов

1. Когда все участники конфликта высказали свои взгляды относительно существа дела, скажите им, что все это правильно для них, но надо посмотреть, правильно ли это для других.

2. Прежде чем высказывать предложение о решении проблемы, подумайте, нужно ли вам дополнительное время для его обдумывания. Об этом же спросите других. Если кто-то хочет отложить решение, установите точное время для новой встречи и попросите всех подумать о приемлемости их предложений для всех.

3. Предлагая решение проблемы, старайтесь удовлетворить потребности других в такой же мере, как свои собственные.

4. Проявляйте воображение и творчество, не спешите соглашаться на компромиссы.

5. Обдумывая свои высказывания, больше внимания обращайте на поведенческие факты, чем на отношения.

6. Вносите свои предложения и выслушивайте предложения других в соответствии с изученными правилами Re-терапии.

7. Согласовав решение проблемы, сразу уточните детали: кто и что будет делать, когда, с кем, как часто и где?

8. Согласуйте формы напоминания о принятом решении: кто, кому, в какой форме, в каких обстоятельствах, о чем будет напоминать, как часто и где?

9. В решении отразите исключения из правил на случай возникновения обстоятельств, затрудняющих исполнение соглашения.

10 . Назначьте точное время на ближайшее будущее для оценки реальной действенности достигнутого соглашения.

11. В назначенное время в случае необходимости внесите изменения.



Сводные правила самоизменяющегося умения

1. В случае затруднений рассматривайте самоизменение как постепенный процесс обучения, а провалы памяти и неудачи - как повод для анализа и выработки путей исправления.

2. Носите при себе непривычные предметы для напоминания о том, что вы решили сделать или чего не делать.

3. Пользуйтесь экспрессивным умением, чтобы договориться с другими о том, что вы решили сделать, или чего не делать.

4. Не занимайте оборонительных позиций и не ищите оправданий в случае неисполнения задуманного.

5. Покажите по правилам экспрессивного умения, что вы цените их напоминания.

6. Молча выразите себе одобрение- когда делает что-либо так, как вам хотелось.

7. Применяйте правила экспрессивного умения, чтобы добиться одобрения от других при исполнении обещанного.

8. При отсутствии прогресса ставьте перед собой более реальные "подцели", не отказываясь от перспективных целей.



Сводные правила умения помочь изменениям других

1. Удостоверьтесь в том, что вы твердо договорились с человеком, которому хотите помочь, о том, как вы ему будете помогать. Сюда входят точное обозначение, каких действий от него ожидают, при каких обстоятельствах времени, места и ситуаций, а также форм и методов напоминания, которые он должен воспринимать как полезные, а не как придирки.

2. Применяйте напоминания без колебаний и добросовестно, Иго поможет вам видеть происходящие перемены.

3. Для выражения одобрения чаще применяйте экспрессивное умение, "ловите на хорошем" своего подопечного.

4. В случае разочарования или фрустрации по поводу его неуспехов пользуйтесь экспрессивным умением для "выпуска пара".

5. По достижении необходимых результатов для закрепления успеха не прекращайте похваливать подопечного приемами экспрессивного умения. 

Автор: Марьям Минигалиева
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
555446
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!