Проблемы супругов

Фолк-психотерапия: второй медовый месяц

25 декабря 2015, в 12:13

Бульварный роман как воплощение моделей повседневной или, как ее еще называют, народной или фолк-психотерапии - с момента его проникновения в Россию стал общественным событием и - предметом многочисленных дискуссий. Однако, как и другие жанры художественной литературы, серьезным вниманием исследователей, бульварный роман во многом остается обойденным. 
Вместе с легковесностью и развлечением, функция бульварного романа как явления заключается в трансляции читателю некоторых эффективных базовых моделей отношений и поведения в повседневных и кризисных ситуациях – личной и профессиональной жизни, обучении этим моделям. При этом бульварный роман не представляет собой гомогенной группы, в частности, в него входят две основные подгруппы: 1) «романы для женщин» (романы о любви) и 2) «романы для мужчин» («экшн-детективы»). Поэтому в исследовании эти группы были разделены и сопоставлены друг с другом. 
Для их изучения мы использовали метод контент-анализа – широко известного как в филологии, так и в психологии. Было отобрано 30 наиболее ярких текстов «любовных романов», принадлежащих 30 наиболее известным авторам (Дарси Э., 1999, Лэм Ш., 1999, Лэнгтон Дж.,2000, Джонсон С., 1994, др.), а также 30 текстов «мужских романов» (Щербаков Д., 1998, Быстров А., 1998, Ильин А, 1999, Деревянко И., 1999, Руденко Б., 2000, др.), с явным «психотерапевтическим содержанием» и наличием обыденных «психотерапевтических ситуаций»: 
- наличием героя (героев), которому (которым) требуется психологическая помощь, 
- поддержка и героя (героев), который (которые) ему эту поддержку оказывают, 
- описание ситуации психотерапевтического контакта, различных его стадий) .
В результате выделено несколько типов действующих лиц, претендующие на звание обыденных «психотерапевтов» и /или «посредников», «клиентов», «супервизоров», а также несколько типов проблемных ситуаций, служащих как источниками психологической травмы, так и психотерапевтическими (развивающими) ситуациями. Если свести их в единую таблицу, можно получить матрицу, позволяющую во многом отразить разнообразие сюжетов женских и мужских романов. 
Красным – отмечены мужские варианты развития сюжета, голубым – женские, фиолетовым – варианты, типичные для обоих типов романов.

Ситуации или состояния

Женщина

Мужчина

Друзья

Враг ,соперник

Ребенок, дети

Двойники

(Праодители

Начальство

Сотрудники

Животные

Предмет

Рождение - смерть

                     
                     

Мнимая смерть - кома

                     
                     

Свадьба - развод

                     
                     

Увольнение - новая работа

                     
                     

Побег – возвращение, встреча

                     
                     

Беременность – аборт / Ранение-исцеление (!)

                     
                     

Освобождение – заключение, похищение

                     
                     

Новаторство-традиции

                     
                     

Опасность-рутина

                     
                     

Насилие-поддержка

                     
                     

 Разрушения – строительство

                     
                     

Одиночество – вечеринки

                     
                     

Монастырь – разврат / Честь-бесчестие (!)

                     
                     

Девственность-проституция / Любовь – похоть (!)

                     
                     

Путешествие- оседлость

                     
                     

Как видно из таблицы, ситуации, служащие «поводом» для начала обыденной психотерапии в мужском и женском романах во многом сходны. Однако, сюжеты (сценарии их развития) значимо различны:
1. Большее внимание в женских романах уделяется непосредственно отношениям главных героев – мужчины и женщины, в которых психотерапия – путь достижения гармоничных, «недифициентных» по А.Маслоу (1997) отношений, а также отношениям собственно интимно-личностного плана, их возможностям и ограничениям. В мужском романе - «деловым отношениям», их возможностям и ограничениям, как таким отношениям, которые мешают или способствуют психологическому взрослению и решению психологических проблем героев, их отношениям. 
2. В мужских романах четче противопоставляются отношения любви (принятия) и непринятия, любви и власти. Однако средства достижения обоих типов отношений часто сходны - прояснение ситуации на уровне ее понимания, а также на уровне преобразования – по «идеальным моделям» поведения и на основе ценностей героя (задача которого - «всех и все поставить на свое место»). В женских романах показано противоречивое единство любви и ненависти-власти, исследуются различия способов создания и поддержания разных типов отношений, «идеальная модель героев» – часто результат совместного осмысления.
3. В мужских романах психотерапия предстает более как решение познавательной и технологической «задачки», а не духовное общение двух людей. «Психотерапевт» чаще апеллирует к конкретным представлениям о сути психотерапевтической помощи и психотерапевтических отношений, банализируя и оплощая профессиональные - обычно психоаналитические и поведенческие - модели психотерапевтического воздействия на основе постулатов «повседневной мудрости», «фольклорной психологии». Распространены модели типа «клин клином вышибают» и т.д., позволяющие ощутить себя способным контролировать себя и другого человека, а также - в перспективе – весь окружающий мир. В женских романах большее внимание уделяется сложности реальных человеческих отношений, критическому осмыслению профессиональной психотерапии, отсюда – большее внимание к экзистенциально-гуманистическим принципам и техникам помощи – стремление «проникнуть под кожу» «клиента» («глубокое понимание»), чтобы затем одухотворить понимание человеком себя и мира, привнести в него веру в любовь. 
В первом столбце таблиц представлены типичные «психотерапевтические» (реально или потенциально) ситуации или состояния, выступающие как:
1) ситуации «столкновения с реальностью» или с «реальностью другого», в которых субъект (герой, героиня) обнаруживают необходимость пересмотра своих представлений о себе и мире и/или необходимость помощи другим в их пересмотре (30%). В данном случае мы имеем дело с героями, заинтересованными друг в друге (отношениях друг с другом) и/или обладающих выраженным стремлением к развитию личной силы (зрелости), через развитие ресурсов, что и побуждает их выйти на прямой конфликт с ситуацией и другим человеком, создавшим эту ситуацию.
2) длительно складывавшаяся ситуация, которая выступает центром конфликта – внутриличностного или межличностного – и которая требует преобразования – с помощью психологических средств, поскольку иные попытки решить ее не имели или не имеют или не могут иметь никакого результата (60%). А этом случае «клиент» длительное время стремился скорее адаптироваться и «удержаться», чем развить свои ресурсы и/или считал травмирующий опыт обычным – не ожидая помощи или принятия со стороны других людей. 
3) необычная или привычная ситуация, которая выступает как источник психологической травматизации личности и, вместе с тем, как источник нового опыта – ситуация «ре-переживания» и переосмысления человеком себя и мира (10%). В последнем случае успешность помощи связана как с усилиями участников ситуации – «клиента» и «психотерапевта», заинтересованными в личностном росте клиента и развитии взаимоотношений друг с другом, так и их личностными особенностями (необычность и сила личности – ее развитие как преодоление собственных ограничений).
Т.о., речь идет о трех типах «психотерапевтических», развивающих участников и их отношения, ситуаций: 
1) потенциально травматичных, если субъект не изменит свое понимание и поведение, 
2) актуально травматичных, из которых субъект не может или не хочет искать выхода, ситуаций, 
3) имеющих двойственное психологическое значение – провоцирующих в силу своего сходства актуализацию «непроработанного» (травматического) опыта и содержащих в себе возможности его осмысления. 
В качестве обыденных «психотерапевтов» выступают:
1) главные герои, в отношениях которых разыгрывается основной конфликт, возникает непонимание, обычно обнажаются «отложенные» конфликты, непонимание себя и/или непонимание других людей (80%). Эти герои имеют собственный опыт решения аналогичных проблем, о котором кроме них, да еще их «супервизоров» даже никто не догадывается - столь полно переработан сходный травматичный опыт
2) окружающие – дети и родители, а также подруги и друзья главных героев, иногда – животные, провоцирующие возникновение в жизни героев необычных ситуаций и ситуаций, в которых актуализируется необходимость осмысления «жизненной рутины» героев (10%). Иногда – это умудренные жизнью или – напротив – невинные и потому мудрые субъекты, способные видеть «клиента» и его мир таким, каков он есть.
3) более «отдаленные» от героев субъекты, столкновение с которыми побуждает герое задуматься о точности своего понимания себя и мира (10%). Могут просто представлять альтернативный имеющемуся у клиента способ осмысления мира и/или быть основателями какого-либо духовного учения и т.д..
К группе консультантов «примыкают» «супервизоры» (наблюдатели, корректирующие процесс психотерапии и даже «поучающие» «консультантов»). В качестве «супервизоров» выступают:
1) окружающие героев близкие люди (40%), помогающие осознать «клиентам» необходимость изменения и возможные направления этого изменения,
2) эпизодически появляющиеся «посторонние» люди – феномен «вагонной психотерапии», - чье поведение и опыт резко отличаются от таковых у окружающих героев людей (13.3%),
3) один из героев – «более психологически зрелый» (46.7%), чье поведение демонстрирует в некоторые моменты существенные «отклонения» от представлений «клиента» о «нормальных» способах понимания и поведения.
В качестве «клиентов», субъектов, нуждающихся в психологической поддержке и помощи, выступают:
1) главные герои, не понимающие ту или иную часть своего жизненного опыта и/или межличностных отношений (90%). Непонимание связано как с нежеланием понимать – частичностью понимания и использование защит – от понимания, так и неспособностью понять себя и мир, связанный с отсутствием опыта принятия (толерантности) и/или ранним формированием нефункциональных представлений о себе и мире в условиях подавления осознания (насилие в семье или секте и т.п.)
2) окружающие героев близкие люди (10%), которых герои воспитывают, защищают или помогают решить конкретные жизненные проблемы, выйти из того или иного кризиса – хронической или «острой» природы (10%). Проблемы этих клиентов сходны с проблемами предыдущих, добавляются также особенности культурно-исторического контекста развития «клиента» – с культурно-историческими нормативами поведения, понимания и ценностей («конфликт поколений» и т.п.)
3) в качестве «дополнительных сюжетных лини» намечаются и другие группы клиентов, например, тех, кто в отличие от двух предыдущих групп не в состоянии справится со своими проблемами – из-за обобщенности, генерализованности проблем и личностной слабости. А также потому, что помощь им не может быть оказана, либо будет бесполезной в силу различных внутренних и внешних обстоятельств (20%), например, невозможности, как пишет Ф.Ницше (1999) «наскоро сделать что-нибудь хорошее» - т.е. – никому, в том числе себе – не нужные – одинокие люди.
Приведем фрагмент одного из романов Э.Дарси (1999) и то, каким образом выстраиваются отношения взаимопомощи в повседневном общении супружеской пары в момент, когда браку угрожает распад. Сама кризисная ситуация истолковывается героями как результат взаимных непонимания, отказа каждого из них меняться, идя навстречу собственных страхам.

Отрывок №1
- … Прости, что поставил тебя в такое уязвимое положение. Дж.. Это было ужасное, глупое упущение с моей стороны, и я очень об этом жалею. 
Заранее заготовленная речь, подумала Дж., стараясь не ослабеть и не сдать свои позиции. Как бы проникновенно он ни говорил, это ничего не изменит. Уже ничто не может им помочь. Придется смириться и сделать следующий шаг. 
- Мне кажется, что безразличие ко мне и моим чувствам давно вошло у тебя в привычку, Р. , - сказала она, чтобы объяснить его недосмотр… Жена - что-то вроде мебели. Но только до тех пор, пока не поднимет голос. 
- Это не так, - резко ответил он. 
Дж. посмотрела ему прямо в глаза, чтобы он хорошо увидел ее иронию. 
- Ты же не станешь притворяться и лгать мне, Р. ? Эта встреча - пустая трата времени, и ты это знаешь. 
Он ответил ей недоверчивым взглядом, потом с беспомощным отчаянием медленно покачал головой. 
. … Ей хотелось снова захлопнуть дверь перед его носом, как тогда, в ванной, чтобы его насмешки ее не задевали. 
- Я же просила оставить меня в покое, - резко напомнила она. Ее глаза засверкали негодованием. - Мне показалось, что в нашей ситуации я прошу немногого. 
- Ситуация не такова, как ты хотела, да, Дж.? - … с болью … спросил Р. … 
- Пожалуйста, не говори так, Р. . В этом виноваты мы оба. - …Я знаю, что завтра ты улетаешь в Париж и... Я приехала сюда, надеясь, что мы придем ко взаимопониманию. 
- Взаимопониманию, - передразнил он. - Какой замечательный эвфемизм, когда брак рушится! И когда общение супругов совершенно прекратилось. …
- … Для меня наш брак жив, и почему ты так хочешь побыстрее покончить с ним?.. 
- Я хочу покончить с ним! - Как чудовищно с его стороны обвинять в этом ее…ты считаешь, что я должна глотать твою... неверность и закрывать на все глаза? И жить дальше, словно ничего не случилось? 
- Я не был тебе неверен… Я понимаю, что виноват, - склонил Р. голову. 
- О, это прогресс! - от ярости Дж. уже не выбирала слова. - Боже мой! Ты сам решил, что я удовлетворить тебя не в состоянии, и надумал податься к любовнице … 
Он смотрел на нее в надежде обнаружить хотя бы немного теплоты в ее взгляде вместо яростной непримиримости. 
- …. мои чувства к тебе очень сильны… И потому, что хочу, чтобы наш брак был счастливым. 
- Мне казалось, все совсем по-другому, - ответила Дж.. Она сама прилагала все усилия, чтобы их брак стал счастливым. Но он сопротивлялся ее усилиям. - Пожалуйста, давай это прекратим! - взмолилась она, не в силах больше выносить эту бесцельную дискуссию о том, в чем были их ошибки.

В данном отрывке - №1 - мы видим процесс понимания ситуации партнерами:
- своих ошибок в отношении друг друга, попытка объяснить эти ошибки себе и друг другу, критический анализ объяснений и опровержение, сопоставление различных пониманий и оценка продуктивности выяснения ошибок с точки зрения возможностей изменения ситуации,
- фиксация актуального непонимания и обсуждение возможности-невозможности его преодоления, обнаружение сходства позиций по спорным вопросам и рассогласований интерпретаций поведенческих проявлений этих позиций
- осознание расхождения желаемой и актуальной ситуации как ситуации непонимания и совместный анализ источников его возникновения – разрушение недоразумения.

Отрывок №2.
- …Это бесполезно, бесполезно! - вскричала она, испытывая невыносимые страдания от его просьбы. Это не поможет. Это слишком ей претило. - Пожалуйста, давай поговорим о вещах более серьезных… 
- Что ты называешь более серьезным? 
- Как мы будем вести себя … когда вернемся … 
Понятия не имею, где сейчас П. К.. Она больше у меня не служит… Я догадывался, что это она расстроила тебя в понедельник, но не был уверен, пока не встретился с ней вечером, прочитав твою записку. Я был потрясен, когда понял, какая она стерва. Я едва от нее отделался…
- В понедельник? - Трудно было поверить…
- Прежде чем уехать тем утром, - продолжал Р. , - я заказал для тебя корзину роз, с запиской, что жду с нетерпением будущей ночи с тобой. И что люблю тебя. Можешь проверить... 
Дж. только покачала головой, думая о том, какая во всем этом страшная ирония - теперь Р. добивается ее внимания, как делала прежде она. Может быть, он на самом деле выкинул П. из мыслей, а она на самом деле пыталась его завоевать? 
- Но ты, наверное, дал ей повод думать... 
- Нет, - он порывисто подался вперед в желании убедить. - Люди часто толкуют происходящее в свою пользу. Я был с ней любезен. И не больше… Но согласиться жить в одном номере с ней было ошибкой. Этим я подпустил ее к себе слишком близко… Если бы ты не поехала со мной, она могла бы добиться большего. ..Она могла бы шантажировать меня…
Дж. вздрогнула при мысли о том, как П.К. чуть не разрушила их жизнь… Но и теперь благодаря ее стараниям между ними пролегла трещина, показавшая, как непрочен их брак… сейчас, оставшись вдвоем и сохранив желание быть вместе, смогут ли они возродить свой брак? … После признаний Р. все ее чувства находились в смятении, и она боялась слишком поспешно ответить ему, а потом раскаяться в своих словах. 
…И то, что он ее хочет, - этого еще недостаточно. Секс, конечно, сильно сближает, но Дж. хотелось большего - чувствовать себя любимой …
- Все не так просто…, - произнесла она, давая понять, что все его новости требуют проверки… 
- А чего хочешь ты, Дж.? 
Описать это словами было трудно. Когда-то, когда Р. незаметно удалился от нее и она почувствовала себя брошенной, долгие месяцы Дж. бродила в одиночестве, не понимая, что случилось

Во втором отрывке происходит процесс понимания переживаний, поведения и ценностей других участников ситуации партнерами:
- ошибок и искажений, которые они привносят в понимание партнерами друг друга,
- ошибок и искажений, которые существуют у партнеров в понимании других людей, 
- общих оснований таких ошибок, связанных с общими тенденциями понимания, сфокусированными на себе или на других людях людьми себя и мира
Понимание ситуации партнерами включает процессы:
- проверки фактов, понимания отдельных аспектов ситуации,
- поиска возможностей и ограничений изменения ситуации,
- переосмысления ситуации в целом, своих вкладов в нее и самих себя и друг друга партнерами с целью достижения взаимопонимания.

Отрывок №3.
… Но как она могла чувствовать себя в безопасности, когда до сих пор не поняла, почему тогда Р. отдалился от нее?
- Ты сильно любил С. Т.? 
Неожиданный вопрос и упоминание его первой жены привели Р. в замешательство. Он откинулся назад, агрессивно подняв подбородок, его лицо упрямо застыло. Он поморщился, словно Дж. сказала ужасную бестактность …
- С этим покончено, Дж.. Навсегда, - жестко предупредил Р. . 
Но не сегодня, мрачно сказала себе Дж. и с нажимом возразила: 
- Нет, не покончено… 
- Дж., уверяю тебя... 
- Если бы с этим было покончено, ты не стал бы сравнивать мои поступки с ее. Что она делала или что ты к ней чувствовал - все это влияет на твое отношение ко мне, Р. . 
- Нет, это не так. Так не должно быть, - сбивчиво возразил он, хмурясь. - Черт побери! С тобой все по-другому, Дж.. 
- Тогда почему ты применяешь ко мне правила, которые вывел из своего опыта с ней? Все эти рассуждения о том, что здесь - твоя территория, а здесь - моя, а вот - граница между нами. Почему мы не хотим просто брать и отдавать? …
- Что ж, С.К. отлично знала, что такое брать, но вот с понятием "отдавать" она никогда не сталкивалась. Может быть, когда я не чувствовал от тебя отдачи, - он виновато усмехнулся, - это возвращало меня к старой истории с ней. 
- Ты любил ее, Р. ? - Это сильно волновало Дж., а еще больше - вопрос: куда же пропала эта любовь? Если этого не выяснить, то ни в чем нельзя быть уверенной...
- Это было несколько на другом уровне, Дж.. То был период моей жизни, когда успех вскружил мне голову. 
- Я хочу знать об этом, - настаивала Дж.. - Иногда я не понимаю твою реакцию и поэтому хочу знать, в чем дело. Если ты снимешь завесу с этой части твоей жизни, я смогу гораздо лучше тебя понимать.

В третьем отрывке мы наблюдаем разделение ролей в паре: появляется «психотерапевт» и «клиент», активизируются процессы понимание «консультантом» «клиента»:
- его отношений с другими как источников негативных и позитивных переносов во взаимоотношениях с консультантом, 
- готовности «клиента» отказаться от своего понимания других людей и переосмыслить контекст взаимоотношений с этими людьми как истинных или ложных и т.д.., 
- готовности «клиента» отказаться от своего понимания «консультанта» и переосмыслить контекст взаимоотношений с ним.

Отрывок №4.
Как хорошо было вернуться домой! … Р. подумалось, что возвращаться домой хорошо всегда, но на этот раз все было особенно замечательно. Он только теперь осознал, что мог легко потерять это прекрасное чувство семейной гармонии и отдыха в кругу любящих людей. Весь этот маленький мирок, оказывается, очень легко разрушить. Р. подумал, что впредь будет гораздо осторожнее. Их спокойствию угрожали как внешние враги, так и внутренние, крывшиеся в них самих, и необходимо очень внимательно следить, чтобы ничто на свете не нарушило волшебной гармонии, царившей в семье, которую создали они с Дж. Ведь сколько ни плачь об утерянном, его уже не вернешь. Так что лучше заранее суметь оценить то, что имеешь, пока из-за собственной невнимательности это не утратил. 
…Нет, он знает далеко не все. Даже болтая со своим маленьким неугомонным сыном, Р. не переставал думать о том, что не знал очень многого и это чуть было не привело к катастрофе, о своем неверном мнении о Дж. и о том, что чересчур доверял - и даже симпатизировал - Пейдж К.. Последние несколько недель принесли ему совершенно новые знания о том, с чем он раньше никогда не сталкивался. 
… Р. подумал, что если все знать заранее, то жить станет намного скучнее, потому что есть вещи, которые стоят того, чтобы их узнавать. Внимание к окружающему миру всегда вознаграждается приятными сюрпризами.

И – как счастливый финал – отношения возвращаются к равным, теперь уже оба партнера стремятся к осознанию роли понимания себя и мира в гармоничных семейных отношениях и в гармонии собственной внутренней жизни. Здесь они фиксируют следующие процессы:
- развитие личности партнеров, 
- развитие межличностных отношений внутри пары,
- развитие межличностных отношений партнеров с другими людьми

Проанализированные источники позволили выявить несколько важных моментов:
1. Возможности обыденной психотерапевтической помощи в решении проблемы взаимоотношений и личностного развития героев – на уровне изменения их поведения, способов понимания происходящего и ценностей – близки к возможностям профессиональной психологической помощи, в которой один человек действительно заинтересован в том, чтобы понять и помочь другому, сохранить и/или развить с ним отношения.
2. В обыденной психологической помощи мы встречаемся с несколькими типами схем понимания, типичных для психоанализа, экзистенциально-гуманистической и когнитивной психотерапии, используемых как совместно, так и привлекаемых по мере поиска «действительной» проблемы и путей ее решения,
3. Эффективность помощи противопоставляется успешности – поэтому «долгий поиск себя» не есть «потерянное время», но, напротив, «подготовка к более решительному шагу», быстрые изменения рассматриваются как «подозрительные», требующие «проверки», если не соотнесены с коренным изменением жизни субъекта, его отношений с другими людьми.
4. Происходит «интеграция» психологического, духовного и психофизиологического аспектов развития личности и межличностных отношений – начинаясь на одном уровне – общение «захватывает» и преобразует остальные.
5. Большее, чем в ситуации профессиональной психотерапевтической помощи – изначально более определенной («якорь понимания») имеет значение понимание героями ситуаций их взаимодействия. Носящих, вследствие обнаружения взаимного непонимания, конфликтный характер – наблюдаются постоянные попытки их осмысления и переосмысления – как «позитивных», «негативных» и «непонятных», попытки понять себя и другого в контексте этих ситуаций,
6. Кроме того, перед обыденными «психологом» и «клиентом» стоит задача понимания не только «клиента», но и самих себя - как клиентов и как психотерапевтов – важности собственного понимания и важности быть понятным и понятым другим и т.д..

1. Дарси Э. Второй медовый месяц. – М.: Радуга, 1999, - 175с.
2. Делис Д. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. – М.: МИРТ,1994. – 447с. 
3. Тарханова К. Дамский роман // Искусство кино. – 2000. - №6. – С.118-119.
4. Ховард Л. Огненное сердце. – М.: АСТ, 1996. – 432с.
5. Щербаков Дм. Нимфоманка: – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. – Ч.1 512с., Ч.2. Беспощадная страсть. - 512с.

Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
101080
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!