Проблемы супругов

Дао партнера: реальность идеала

25 декабря 2015, в 12:19

Представление о возможности истинно человеческих отношений любви, не связанных ни с какими условиями и условностями и нацеленных на подтверждение существования человека как человека. В психологии связано с работами А.Маслоу о даоистичном партнере. Наш опрос клиентов в 2000-2003 годах показал, что представления о даоистичном партнере у разных людей имеют много общего – даже в описании различных сфер личной и социальной жизни человека: родительской, профессиональной, дружеской, интимной…

Приведем примеры комментариев респондентов.

Респондент 1. Даоистичный родитель. Я бы очень хотела иметь даоистичного родителя. И даже не одного, а обоих. Попробую написать его портрет.
Даоистичный родитель ценит своего ребенка как личность, предоставляет ему право на собственное мнение, выбор и ответственность. Чтобы стать таким родителем, с первых дней появления маленького человечка в семье надо учиться видеть в нем будущую личность, которая станет жить собственной жизнью. Родитель лишь может помочь вырасти этому малышу здоровым (и в физическом, и в душевном плане) человеком.
Вот из этого качества - отношения к своему ребенку как к личности, а не как к возможности реализации собственных несбывшихся надежд - и проистекают все остальные особенности даоистичного родителя.
Остановлюсь на некоторых, наиболее важных, на мой взгляд, аспектах.
Так, очень часто бывает, что родители требуют от своих драгоценных чад быть первыми во всем, добиваться успехов практически во всех сферах человеческой жизни. Даоистичный родитель, на мой взгляд, предоставит в этом случае ребенку право самому решать, что для него является важным в жизни, а что нет. Распространение своих жизненных ценностей здесь уместно, как мне кажется, лишь на уровне собственного примера. Но уже сам ребенок должен решать, приемлемы ли они для него или нет.
Даоистичный родитель может стать лучшим другом ребенка, но для этого необходимо безусловное принятие маленького человека таким, каков он есть: со всеми его проблемами и недостатками. Даоистичный родитель первым может оказать ребенку поддержку в трудную минуту, не наказывая его за ошибки, а отделив поведение и поступок от целостной личности ребенка.
Даоистичным родителем быть крайне нелегко. Но все же надо стремиться быть им, ведь в семье с даоистичными родителями непременно вырастет даоистичный человек.

Респондент 2. Даоистичный учитель. Для меня идеал даоистичного учителя (насколько это вообще возможно в реальности) - это Матаджи Индра Дэви - мне кажется, одна из немногих настоящих йогинь, проповедующих на Западе.
На мой взгляд, даоистичность невозможна без глубокого религиозного осмысления, она существует ради чего-то надчеловеческого. Когда конечная ценность и конечная инстанция - ты сам, ты становишься для себя бессмысленным мерилом истины и без сомнения вторгаешься в другое Я - и никакой даосизм невозможен.
Для Матаджи весь мир - это целое, абсолют, и она несет тепло и добро миру в целом и каждой его частице - в частности. Она не навязывает ничего и ни в какой форме - есть лишь ее пример, есть книги, которые она написала. Она бесконечно спокойна, и всегда уважительно-равна со всеми - будь то малыш, экзальтированный неофит или святой. Она предельно сензитивна. Я была на одной ее встрече, когда она попросила мужчину из задних рядов выйти на сцену и обняла его. Мужчина вдруг заплакал, и только тогда всем стало видно, с каким трудом он держался до этого и какого противоестественного напряжения ему это стоило.
Матаджи 98 лет. Она интересуется всем на свете, и рада всему хорошему, что происходит в мире. Она очень подвижна, все ее тело будто светится, и поэтому она кажется бестелесной.
Единственная сила, которая заставляет следовать за ней - это ее пример. Она не убеждает специально - просто вся ее жизнь, внешность, характер, выражение лица - самое сильное убеждение. Я видела ее один раз в жизни, но это очень сильно изменило меня. Для меня она - Учитель с большой буквы.
Самое главное для меня в ней - это ее осмысленность. Каждая черточка, каждый момент ее жизни осмыслен настолько, что она сама - смысл для тех, кто мечется и сомневается. Это скорее ощущение, чем знание, но она излучает добро и веру так, что становится маяком для своих учеников. И для нее не важно, каким путем идешь ты сам, и какой религии принадлежишь - просто ее внутренний свет остается с тобой, и в тебе тоже становится чуть больше света, чем раньше.
Она - единственный совершенный пример даоистичности, который я знаю.

Респондент 3. Психологический портрет даоистичного друга. Когда я думаю о даоистичном друге, я представляю себе спокойного человека, с приятными чертами лица. Этот человек немногословен, сдержан, но прост и доступен в общении. Он обладает следующими чертами характера:
1. Внимательность. Он всегда замечает нужды своего друга, видит и подмечает все мелочи. Но никогда не использует это для того, что бы упрекнуть или исправить, а просто сберегает это до подходящего времени, когда это может понадобиться. Любит смотреть людям в глаза.
2. Честность. Он немногословен, но когда говорит, то все его слова соответствуют сто мыслям и суждениям. Предпочитает промолчать, чем сказать лишнее или солгать.
3. Верность. Он обязательный, мало обещает, но всегда исполняет обещанное. На него всегда можно положиться. Рядом с ним чувствуешь себя уверенно.
4. Неторопливость. В его движениях отсутствует суетливость, все в нем выглядит размеренным и спокойным. Он редко куда-либо спешит, его жизнь упорядочена.
5. Замкнутость. Редко бывает в большом кругу друзей, его не привлекают большие и многолюдные мероприятия. Предпочитает проводить время в компании своего друга, дома или гулять в уединенных местах. Не любит говорить о себе, многое из его жизни скрыто тайной. В его речи преобладают направленные или риторические вопросы.
6. Смелость. С виду - бесстрашен, хотя за этой маской может скрываться что угодно, в том числе и панический страх, но он очень эмоционально сдержан и не показывает своих настроений.
1. Решительность. Решения принимает быстро, хотя и склонен размышлять над ними. В моменты размышления склонен к уединению и отвлечению от окружающих. Такой человек по темпераменту скорее флегматик. Он очень привлекателен для окружающих, к нему тянуться, доверяют свои тайны и секреты, так как он великолепный слушатель. Он никогда не перебивает своего собеседника и никогда не оценивает услышанного. Не очень подвижен, хотя всегда легок на подъем и пунктуален. С ним легко общаться, но часто возникает ощущение, что рядом с тобой кто-то, кого ты совершенно не знаешь.

Респондент 4. Даостичный партнер. Даостичный партнер тем и хорош, что в нем ты можешь встретить и друга, и родителя, и ребенка, и учителя, и ученика. Наверное, наиболее общая характеристика даоистичного партнера – Друг, Собеседник. 
У него есть свое мнение, свои особенности, подчас – капризы и упрямство. У него есть Он Сам. Но при этом он - твой Друг. У него есть Ты. А у тебя есть Он. Все, что он делает вместе с тобой – направлено на тебя и на развитие ваших взаимоотношений. В них он находит одну из сфер собственной самореализации. Ваше общение – сознательный выбор и любящая привязанность друг к другу. Оставаясь один или общаясь с другими людьми, он ориентируется на те ценности и критерии, которые важны для него и для вас обоих. 
Он отвечает за себя и не собирается навязывать тебе собственную точку зрения, хотя не прочь помочь тебе прояснить ее. Он радуется, видя свое отражение в тебе, которое ты ему предъявляешь. И четко очерчивает те границы собственного Я, которые доступны и подлежат обсуждению и исследованию – в данный момент.
Он способен идти на риск во взаимоотношениях, изменяя эти границы и собственную позицию, если этого требует та межличностная ситуация, которая существует между вами.
Он не бросит тебя в тяжелую минуту и даст себе труд подумать не только о том, как ты себя чувствуешь сейчас или после, но и попытаться спрогнозировать твою реакцию и возможное состояние, придя на помощь «до драки». Редкая интуиция и человеческая эмпатия.
Он любит себя и тебя. И потому ему можно сказать о себе все, что понадобится. Он не заревет от злости, увидев твои успехи и не будет тайно упиваться твоими проблемами и слабостями. Он не указывает тебе на твою «параноидальность», «шизоидность» или «истеричность», как это делают для собственного «удобства и краткости» остальные люди. Не оспаривает твою картину мира и тебя, понимая, что - какого рода опыт - за нею стоит.
Встретить такого человека в жизни – большое счастье, потерять – единственное по-настоящему существующее горе. Общение с ним – неизбежное духовное развитие.

Обобщим результаты опроса.

Итак, даоистичный партнер чаще всего встречается в трех основных ипостасях: а) даоистичный друг, б) даоистичный родитель (отец, мать), в) даоистичный учитель, наставник.
По мнению наших респондентов, это человек:
1) редко встречающийся, характеризующийся высокой социальной и личностной (в том числе духовной) зрелостью,
2) соединяющий в себе ряд противоречивых во многом черт: искренность и умение скрывать, сдерживать некоторые проявления своих переживаний, добрый и требовательный к себе и другим и т.д.,
3) способный к построению зрелых межличностных отношений с другими людьми.
Кроме того, этот человек:
1) отражает реальный опыт, встречался в жизни респондента как реальный человек,
2) отражает тоску человека по особым, понимающими и принимающим отношениям, но не встречавшийся и потому субъективно почти нереальный.
Даоистичный субъект обладает определенной харизмой, сильным личным влиянием, которые, впрочем. с успехом контролирует. Часто является руководителем или вдохновителем какого-либо духовного социального течения.

Как видим, описание даоистичного партнера включает целый ряд черт. Некоторые из них во многом носят противоречивый характер: даоистичный партнер как идеал собеседника должен уметь соединять в себе подчас совершенно противоположные черты и учения.
Ожидания по отношению к идеальному партнеру формируются на основе опыта реальных взаимоотношений, которые обуславливают представление о возможности существования такого партнера, сфере жизнедеятельности, в которой его можно встретить и др.
Взаимоотношения с даиостичным партнером, как следует из приведенных примеров, связаны со становлением у субъекта «внутреннего локуса оценивания», внутренней системы координат самопознания и познания мира. Это отношения, связанные с развитием участвующих в них, организующих свое познание преимущественно по направлению «к самим себе» и «к другим людям». При этом «быть собой» «уравновешивается» «быть собой с другими» (Спиваковская А.С., 1996, др.).
На этом фоне отношения «от себя» и «против себя», сочетающиеся с отношениями «против других» и «от других» выступают как проявления личностной незрелости, и, вместе с тем, - как наиболее часто встречающийся тип отношений. Поэтому, выполняя данное задание респондент может столкнуться со значительными трудностями, связанными с отсутствием в его жизни опыта такого рода отношений любви (принятия и подтверждения). Необходимость написать портрет того, чего еще не было в его жизни служит цели развития «внутреннего пространства» субъекта. Его возможностей, «идеального Я».
Интересно также отметить диалогический характер взаимодействия с даоистичным партнером, общение которого и с которым приводит к развитию понимания происходящего общающимися и развитию их как личностей, как духовных существ. В этом смысле наши респонденты осуществляют в разной мере осознаваемую ими попытку «неотчужденного», диалогического самопонимания, связанного с обнаружением внутренних источников самоподтверждения и самоподдержки.

Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
770470
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!