Познай себя

Одиночество: что это такое?

24 декабря 2015, в 15:23

Обобщая психологические подходы к проблеме одиночества разных школ в целом, можно выделить основные идеи, объединяющие разнородные концепции одиночества. Экзистенциалисты видят истоки одиночества в самой природе человека (Maustakas С.Е., 1972). Он уникален и неповторим, его нельзя до конца понять другому человеку, и поэтому с самого рождения он "обречен" на одиночество. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяют внешние условия, которые формируют у человека патологические черты характера или мешают ему реализовывать свои глубинные потребности (Sullivan H.G., 1953, Fromm-Reichmann F., 1959). В гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между "истинным" и "социально желательным" "Я" (Rogers С.К., 1973), либо как нарушение "организмического оценочного процесса" (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997), при котором происходит нарушение в принятии "подлинного" себя и, как следствие, "другого". (Rodgers C., 1990), а также наличие препятствий к самореализации (там же). Когнитивные модели одиночества, в основном, раскрывают несоответствие социального и индивидуального опыта индивида (Derlega V. & Margullis S., 1982; Perlman D., & Peplau L., 1981). Когнитивные переменные являются промежуточным звеном между тем, как человек воспринимает свой текущий опыт и как затем реагирует на него. При этом восприятие ситуации, в которой оказался человек, чаще всего связывается им с его социальным опытом, а реагирование на нее - с индивидуальным.
Кроме того, существует ряд работ в области популярной литературы, посвященной данной теме. В ней, чаще всего, даются практические советы по преодолению одиночества без серьезного теоретического анализа проблемы с множеством вариантов выхода из вынужденного одиночества ( например, Пэйдж С., 1994). 
Особняком от других стоит интегративная модель одиночества У.Садлера (Sadler W.A., 1969), в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир "Я", как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека. Модель отличается от других своей междисциплинарной направленностью, являясь интегративной. Она сочетает когнитивную и экзистенциально-гуманистическую ориентации. Человек, как отдельное существо, наделен от природы определенными возможностями. Его цель в жизни - их реализация. Для того, чтобы решить главный вопрос своей жизни, от должен взаимодействовать с миром (отсюда возникает понятие "связи"). По У.Садлеру, такие "связи" могут быть разных уровней, и для успешного их установления человек должен осознавать свои возможности и реализовывать их, т.е. для гармонизации внутреннего мира человека, последний должен понимать себя и свое место в мире (на межличностном, социальном, глобальном - как его единица, как его представитель - уровнях). 
Утрата основополагающих связей, личностно значимых для человека в его внутреннем мире ведет к переживанию чувства одиночества. Садлер определяет одиночество как субъективное переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности (Sadler W.A., 1969). В модели объединяются феноменальные и когнитивные элементы, определяющих знак самой "самости" человека. Другими словами, с одной стороны, одиночество - особая форма самовосприятия, характеризующее внутренний мир личности, с другой - такое самовосприятие невозможно без определенного отношения к окружающему миру, т.е. переживание одиночества неотделимо от контекста жизненных отношений и связей. Кроме того, человек обладает различными бытийными возможностями, реализация которых зависит от самого человека. Эти возможности формируют и обосновывают глубинные переживания человека. Они создают тот фундамент, на котором покоятся сугубо личные ожидания, надежды и важнейшие ценности.
Главная задача экзистенциональной феноменологии У.Садлера - разъяснить природу таких возможностей с целью определения рамок, в пределах которых возникают переживание одиночества. По мнению автора, возникновение чувства одиночества возможно на разных уровнях, характеризующих его взаимоотношения с окружающим миром. Он выделил четыре уровня экзистенциальных возможностей человека:
1. уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного "Я" и его предельной многозначности;
2. традиции и культура личности, которые дают ей основные ценности и идеи, способствующие интерпретации своих переживаний и определения своего существования;
3. социальное окружение индивида, формирующее способы отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия индивида в группе и ролевые функции личности;
4. восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения "Я-Ты", отношения которые могут развернуться в двойную реальность человеческого "Мы".
Для определения характера одиночества необходимо сравнить различные типы образа жизни и их соответствие системе ценностей, направленных на перечисленные возможности. Четыре уровня задают четыре типа одиночества. Кроме того, эти типы не исключают друг друга. Одиночество может затрагивать несколько уровней. И чем больший разрыв связей с внешним миром испытывает человек, тем острее его чувство одиночества. Реализация же всех четырех уровней ведет к наиболее полному раскрытию целостных качеств личности. Ощущение угрозы такому раскрытию порождает страдания от одиночества. 
Разрыв человека с самим собой как частью природы, характерный для первого уровня, порождает, по У.Садлеру, космическое одиночество. В этом типе одиночества конечные потребности человека не могут найти своего удовлетворения через простое человеческое общение. Другим вариантом данного типа является чувство утраты связи с бытием, отраженной в философской и религиозной литературе. Третий тип одиночества космического типа близок к переживаниям самоотчуждения, когда человек осознает, что один существенный аспект его личности упускается или развитие одной стороны его "Я" сводит на нет другие его стороны. Выражения данного типа одиночества иногда появляются в форме стремления к истинному "Я". Переживания одиночества данного типа порождают страх одиночества и стремление его подавить, что приводит человека к обоснованию его веры в то, что изоляция - истинное состояние человеческого существования.
Культурное одиночество, свойственное третьему уровню, характеризуется отчуждением от культуры как системы нормативных значений и ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек ощущает, что общепринятая культура неприемлема для внутреннего мира человека. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения. Культурные различия могут способствовать появлению феномена "разрыва поколений". Данный тип одиночества характерен для выдающихся людей своего времени в любых областях, чьи передовые идеи значительно опережают свое время.
При изучении социального одиночества понятие "социальное", в первую очередь, применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. К данному типу одиночества можно отнести формы частичной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. Переживая социальное одиночество, человек думает, что его оттолкнули, покинули, исключили, не допустили или же не оценили. Сам себя он видит посторонним, одиночкой, лишним человеком. Социальному одиночеству могут способствовать такие факторы, как раздробленность общества вместе с растущей социализацией, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и их короткая жизнь, групп, имеющих иерархию социальных позиций, а также четкое распределение ролей в них.
И, наконец, межличностное одиночество, завершающее иерархию уровней экзистенциальных возможностей человека, связано с потерей глубокого общения с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.
Отдельные публикации по теме одиночества в нашей стране появились лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами к данной проблеме зарубежных психологов. Вместе с тем некоторые из них привлекают внимание специфичными для нашей психологии понятиями (например, "Я-" и "Мы-сознание"), используемыми для объяснения феноменологии одиночества (Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991), и своеобразными ракурсами на "обжитую" проблему (Хараш А.У., 1994). Главное - в них нет интонации тотального трагизма, свойственного психологической литературе по данной теме западных авторов (например, характерной для экзистенциональной ориентации), - они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену.
Феномен одиночества рассматривается в контексте общения. Опыт работы с одинокими людьми (Добрович А., Ясицкая О., 1986, Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991) показывает, что у них существуют ощутимые затруднения в завязывании и поддержании контактов с другими людьми, которые часто коренятся в отсутствии необходимых коммуникативных знаний и умений. Некоторые исследователи прямо указывают, что неумение общаться - одна из причин одиночества (Кан-Калик В.А., Добрович А.Б., Кон И.С. и др.). Например, В.А.Кан-Калик отмечает, что уход в одиночество может быть обусловлен "барьером" боязни контакта. Одиночество может возникнуть также в тех ситуациях, когда ролевые ожидания не оправдываются. Его причиной может быть и такая особенность нашего общения, как сам выбор социальных ролей в тех или иных ситуациях (Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991), приклеивание ярлыков и использование штампов в общении ("никто мне не помогает", "я ваших академий не кончал" - исполнение роли "казанской сироты"; "ворчуна", "пилы" и др.).
Состояние одиночества может зависеть и от формы общения - диалогической или монологической (Бахтин М.М., 1979). Культура общения подразумевает направленность человека на диалог, на активный обмен действиями, информацией, переживаниями, потребностями, интересами. Именно этот обмен и делает возможным взаимное принятие друг друга, что само по себе не может переживаться как болезненное одиночество. Для этого необходим огромный интерес к другому человеку, переход с позиции "Я" на позицию "Ты". Монологическое же общение замыкает человека на себе, делая его одиноким. Поэтому одинокий человек не может удовлетворить главную свою потребность - потребность в общении в ситуации социальной изоляции.
Тему диалогического и монологического общения развивает А.У.Хараш (1994), у которого проблемы общения и одиночества пересекаются. Одиночество - естественное состояние человека, которое дарит ему возможность общения с самим собой. А.У.Хараш приходит к выводу о том, что "одиночество - это индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт бытия независимо от того, сознается он индивидом или нет" (Хараш А.У., 1993, с.12-13). И относиться к нему нужно бережно и осторожно, ибо одиночество - великий дар Природы или Бога. Cостояние одиночества нельзя путать с чувством покинутости, т.к. последнее возникает из-за неумения или нежелания человека жить "наедине с собой", покинутость - это бегство от одиночества. Автор не разводит понятия "уединение" и "одиночества". Его определение одиночества по своей сути ближе к понятию уединения). 
По мнению А.У.Хараша, в одиночестве человеку волей-неволей приходится общаться с самим собой. Умение общаться с самим собой человек приобретает через общение с другими людьми. Обучение общению с собой - это подготовка к одиночеству. В ней заключен подлинный смысл общения в любом возрасте: "Как протекает общение с самим собой, закрыто или открыто мое сознание, мое "Я" навстречу самому себе, насколько легко мне или трудно к себе обращаться, приходится ли преодолевать при этом психологические преграды и какие именно - во всем этом и заключена тайна личности...". А личность - это "обобщенная форма пребывания сознания наедине с собой (там же, с.15). Если и личное общение человека с самим собой обходится без чинов, ролей, без неловкости, фальши, ритуалов и обмана, его ведущий мотив - любовь, свободный выбор. При внутреннем же разладе его дела, решения и поступки неизменно подчинены другому импульсу, имя которого - страх одиночества..." (там же, с.17)
Итак, по мнению автора, одиночество, осознанное и принятое, - это знакомство человека с самим собой, "праздник индивидуальности", власть над собой, а не над другими людьми. Если человек не понимает себя, избегает общения с собой, то ситуация, в которой он остается один на один с собой, вызывает у него чувство страха, страха одиночества.
Мысли А.У. Хараша о сущностной природе одиночества (по нашей терминологии "уединения") не новы. Так например, П.Д.Успенский (Успенский П.Д. 1992) разделяет понятия "сущности" и "личности" человека. Он пишет: "...человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность - это то, что является для человека собственным. Личность - то, что является для человека чужим. Чужое означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нем отражается, т.е. следы внешних влияний, оставшихся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, чувства, созданные подражанием, - все это "чужое" все это - личность" (там же, с. 187). Потеря ощущения сущности ведет к ощущению пустоты (т.е. возникает чувство одиночества). С одной стороны, " "подлинное "Я" человека, его индивидуальность произрастает из его сущности, индивидуальность человека - это его сущность, выросшая и зрелая" (там же, с. 189). С другой - "личность представляет собой продукт и плод культуры", без развития личности невозможно развитие человека. "Слабое развитие личности означает недостаток "списков", т.е. недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. Без некоторого запаса знания, без определенного количества "чужого" материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания такой работы" (там же, с.190). 
Обобщая сказанное, можно выделить важность осознания человеком своей природы, которая состоит из бессознательных импульсов человека и его социальных "масок". Последнее наиболее важно учитывать при работе с одинокими людьми, т.к. многие из них испытывают затруднения в проявлении своего подлинного "Я", буквально "приклеиваясь" к тем социальным ролям, которые стали для них привычными. Осознание своих истинных потребностей - другая проблема, с которой им приходится сталкиваться. Задача психолога при работе с одинокими людьми - определить, какая из перечисленных проблем преобладает, с какой из них нужно работать в первую очередь. 
Интегративное определение одиночества дано Р.Вейсом. Под одиночеством он понимал состояние, вызванное отсутствием тесной интимной привязанности. Однако слово "привязанность" подразумевает наличие определенной связи между людьми или зависимости. Если человек ощущает такую связь, то он не одинок. По нашему мнению, отношения между людьми не задаются континуумом непрерывности и постоянства, а являются дискретными проявлениями сущности человека. В то же время, мы полагаем, что человек волен выбирать, быть ему одиноким или нет в любом промежутке своей жизни. Наше рабочее определение одиночество таково: одиночество - это состояние, вызванное отсутствием глубоких, наличных в настоящий момент, отношений в системе "Я - Другой". 
Трактовка понятия "одиночества" как состояния раскрывает, с одной стороны, его универсальность, т.е. оно присуще всем людям, с другой - его преходящий характер. Мы предполагаем, что одиночество способно стать личностной чертой, когда состояние одиночества становится длительным, и человек за это время успевает создать имплицитные (т.е. скрытые) модели своего одиночества. Когнитивная схема помогает обосновать или объяснить для себя и других состояние одиночества и мешает от него избавиться. 
Термин "глубина" или "глубокие отношения" подчеркивает особое значение эмоционального компонента в состоянии одиночества как одномоментного постижения сущностного уровня общения с другими людьми. Общение как постижение сущности друг друга или индивидуальности не связано с логическим мышлением человека, последнее является вторичным процессом по отношению к первому. (По аналогии понимание подтекста или общего внутреннего внутреннего эмоционального смысла речевого высказывания осуществляется на уровне "глубины прочтения текста". "Глубина прочтения текста" вовсе не зависит от широты знаний или степени образования человека. Она вовсе не обязательно коррелирует с логическим анализом поверхностной системы значений, а больше зависит от эмоциональной тонкости человека, чем от его формального интеллекта" (Лурия А.Р. 1998)). В этом значении понятие "глубина" тождественно термину "интуиция", а "глубокие отношения" - "интуитивному знанию" созвучия людей в системе "Я-Другой" на сущностном уровне. 
Особая роль эмоционального компонента в состоянии одиночества объясняет наличие теоретических вопросов, связанных с определением одиночества, когда за основу берется когнитивный аспект одиночества - оно понимается как форма самосознания. (Рассел Д., 1989). На эмпирическом уровне такое несоответствие проявляется в затруднениях человека определить возникшее состояние как одиночество. Поэтому многие люди не осознают, одиноки они или нет, если вопрос об одиночестве задается напрямую. 
Чтобы распознать состояние одиночества, опираясь на его эмоциональные проявления, можно выделить сопутствующие ему эмоции. Такими эмоциями могут быть страх и печаль (Изард К.Э., 1999) - страх одиночества, печаль из-за чувства опустошенности, психологической изоляции, разочарования, утраты. (Недаром эмпирические исследования феномена одиночества часто основаны на клиническом опыте, где состоянию одиночества сопутствует состояние депрессии. Кроме того, многие шкалы одиночества, такие как самая распространенная шкала UCLA, используют в качестве обоснования своей валидности выборку клинических больных, подверженных состоянию депрессии). 
Термин "наличные в настоящий момент" отношения подчеркивает принцип "здесь и теперь" и обнаруживает именно состояние как преходящее явление. Фраза в определении одиночества "взаимоотношения в системе "Я - другой" вскрывает социальную природу происхождения одиночества, где партнер по общению или "другой" рассматривается как носитель ценностей, выработанных в процессе именно социальных отношений или, в более широком контексте, под влиянием культуры, которая порождает саму систему ценностей человека. Кроме того, понятие "система" предполагает взаимоотношения и взаимообмен между людьми вообще, глубина которых может варьировать.
Часто проблема одиночества трактуется взрослым человеком как необходимость поиска партнера, способного "все понять" и, как следствие, вывести нуждающегося из внутреннего кризиса - из "тьмы" в "свет". В этом случае акцент смещается с самого человека на "другого". Практически человек ищет партнера для того, чтобы разобраться в самом себе. Для этого он готов взвалить на другого все бремя своих забот, часто забывая о том, что другой человек так же, как и он, обладает собственным внутренним миром, и что у него тоже могут быть вопросы к себе и другим. Подобная стратегия одинокого обычно человека не способствует решению проблемы одиночества, а лишь усугубляет ее. Проблема здесь кроется, скорее всего, в спросе, который, как известно, рождает предложение. Ни для кого сейчас не являются чем-то необычным заголовки типа: "Вы устали от одиночества?" "Вам нужен партнер?" - "Приходите к нам. Мы избавим Вас от любых проблем (включая и заявленные). На самом деле важно понять его психологические корни и - изменить себя, чтобы дать себе шанс найти партнера и быть найденным им.

Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
224220
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!