Познай себя

Что значит быть компетентным?

24 декабря 2015, в 15:12

Социально-психологическая компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами.
Существует несколько подходов к ее рассмотрению. Каждый подход выдвигает свои варианты трактовки данного понятия.

Психоаналитический подход

Согласно крайне популярному с начала своего возникновения психоаналитическому подходу, социально компетентный человек – человек со зрелыми личностными «защитами», человек с развитым «эго»: разумный, способный объяснить свое поведение, сознающий, что «все не без ошибок» и т.д.. Защита – способ скрыться от того, что не хочется понимать, признавать, учитывать в своем поведении и в жизни. А затем – в поведении и жизни других людей. Кому захочется признаться, что его так называемая «любовь» - всего лишь отчаянная , но н очень удачная потуга на «романтику», не включающая в себя ничего более, чем стремление подтвердить - в своих и чужих глазах – собственную значимость, состоятельность и т.д.
Идеал социальной компетентности – психоаналитик. Чтобы достичь этого идеала, необходимо пройти психотерапию. Люди «становятся психоаналитиками» в процессе индоктринации – присвоении психоаналитического мифа. Критерий взрослости пациента и возможность выхода из психоанализа («завершения лечения») связаны с моментом, когда пациент достигает состояния, когда он знает своего терапевта лучше, чем терапевт пациента. И – может защитится от него лучше, чем тот – он своего пациента. Что очень напоминает детскую игру в «гляделки»: кто - кого. Только вот – зачем? Мы – либо любим, и тогда – «нам помогает Бог», либо нет – и тогда: «Помоги нам, Боже!». Но в психоанализе мы должны поверить: что-то настолько неизбежно. Что если вы вдруг надумаете увильнуть – это говорит о вашей или вашего партнера незрелости. Или, можно сказать больше, инфантильности! Что само по себе – просто ужасно! Просто – ужасно!
И отпустить – себя, партнера, ситуацию, позволить им – «объяснить себя»… это уж совсем – недопустимо. Наше ужасное, отвратительное бессознательное выпускать наружу – нельзя вообще! Даже речи об этом – быть не может! Только… никто не доказал, что оно так ужасно. Даже наоборот: именно бессознательное многих людей – лучше, чем то, что они делают, согласуясь с рассудком и разумом. Потому что делают – «от души»!
При этом основным является такой компонент социально-психологической компетентности, как компетентность в других. Немного разобравшись себе, человек получает доступ к пониманию других. И этим – избавляет себя от тревог и страхов самопонимания и самоизменения.
Развитие человека совершается в процессе изучения и смысловой трансформации негативных переживаний. До позитивных – «руки не доходят». Да и зачем радоваться жизни – раньше времени? Да и можно ли – когда все так плохо? Даже не нужно. Иначе плохо будет не все. А это – плохо!
Стремление к созданию ситуации катарсиса (к отреагированию, выплескиванию вовне негативных и травматических переживаний, например, о несчастной первой любви, о строгих родителях и т.д.), заставляет человека создавать всё новые защиты от растущего чувства внутреннего и внешнего дискомфорта. 
В противоположность З.Фрейду и его последователям, другой психоаналитик, А. Адлер описывает социально-психологическую компетентность через понятие «реальной жизни». «Реально» живущий человек стремиться к близости, даже соперничая с окружающими. «Фиктивные» цели – стремление к превосходству предполагает представление себя единственным и уникальным, не связанным с другими людьми «звеном». 
Со временем человек перестает стремиться к внешнему объединению с другими («первой демократии») для завоевания целей своей жизни. Развитие зрелого человека идет в направлении освоения ценностей и содержания «второй демократии» - процесса, связанного с трансформацией общества в результате трансформации отдельных людей, чье поведение отличается большей внутренней зрелостью, постоянством целей и, в тоже время – естественной гибкостью форм.

Зрелый человек по З.Фрейду Зрелый человек по А.Адлеру
• живёт по принципу реальности, 
• автономен, 
• хорошо защищён, эгоистичен, 
• умеет хорошо объяснять причины своих и чужих поступков
• умудрен. проницателен.
• живёт ради определённых целей, 
• стремится к близости, 
• открыт к осознанию зависимости, 
• не просто объясняет причины, а отвечает за свои действия,
• искренен, счастлив

Таким образом, уже в рамках психоанализа появляется две противоположных модели социальной компетентности: модель умудренности и модель ответственности и любви. В модели З.Фрейда зрелость – это умудренность, опыт и проницательность. В модели А.Адлера – понимание реальных целей своей жизни, искренность и ответственность. В области близких отношений умудренность выражается в отчуждении между людьми, ответственность – в развитие доверия и углубление отношений, которые, помимо того, приобретают осознанное и разделенное двоими ценностное содержание.

Поведенческий и познавательный («бихевиоральный» и «когнитивный») подход

Этот подход исходит из понимания человека как суммы или системы поведенческих привычек. Поэтому и называется – поведенческим. Мы – это наше понимание, и сколько бы другие или мы сами не твердили о «чувствах», факты - «говорят сами за себя». Если любящий человек делает зло – значит, он не любит. Если партнер, которого мы ждем и «извиняем» не делает ничего, что заслуживает уважения – вряд ли мы можем надеяться, что он – измениться. Раз научившись чему-то, особенно плохому, человек, как и животное, рискует повторять неэффективный, но «интересный» поведенческий акт до бесконечности. Или – хотя бы – время от времени. Кому захочется – прослыть ангелом всерьез?
Обычный человек живёт в рамках принципа «выученной беспомощности» (М. Зелигман, 1992): его научили ограниченности своих возможностей и некоторым правилам «выживания», за пределы которых он, как правило, не рискует выходить в силу стремления к самосохранению. Он как обезьянка, которую так часто били током в закрытой клетке, что когда клетку открыли, она уже не пытается убежать, потому что выучила – «все бесполезно».
Основой для данной трактовки компетентности как обученности служат базовые понятия данного подхода, описывающие слагающие компетентности – научение и дрессура.
Можно выделить следующие аспекты развития компетентности: 
1. Научение как присвоение прошлого и «наработка» собственного опыта, самодрессировка.
2. Дрессировка как присвоение социального опыта предшествующих поколений.
Таким образом, согласно бихевиоральному подходу, компетентный человек – это хороший дрессировщик. Кроме того, это человек способный к научению или «самодрессировке», ориентирующийся на развитие социальной эффективности и самоэффективности – соответствию внутренних и внешних критериев успешности выполнения деятельности и жизни в целом. Для того, чтобы это соответствие возникло, необходимы следующие моменты: 
- развернутое осознание происходящего, его рефлексия, осмысление значимости, причин и последствий,
- любовь и уважение к себе и к «дрессируемым» - окружающим нас людям.
Самоэффективность – удовлетворённость человека процессом и результатом своих действий. Включает два компонента: объективный и субъективный.
Итак, компетентный человек – 
а) человек, который «осознаёт своё поведение, поведение окружающих и их взаимосвязь,
б) гибок, обладает целой палитрой поведенческих шаблонов.
в) обладает дифференцированностью: выбор поведенческих реакций – в зависимости от а) особенностей ситуации, б) особенностей самого субъекта, в) особенностей объекта.
Также в бихевиоральной трактовке социально-психологическая компетентность предполагает:
- осознание взаимосвязи реакции окружающих людей со своими реакциями во времени и пространстве, 
-преобладание позитивных взаимосвязей с окружающими, позитивное отношение к себе, стремление к минимизации негативных исходов.
- стремление и терпимое отношение к кризисным ситуациям, ситуациям тупика и неопределённости.
В конечно итоге, социальная компетентность – способность к поведению, дающему максимум выгод и минимум потерь. Однако, при данной трактовке возникает проблема отсроченых результатов взаимодействия. Долгосрочная перспектива предполагает, что выигрыш (позитивный результат) является устойчивым только при условии его взаимности. А также – при условии постоянства поведения человека. Если вы хотите «добиться» чьей-то любви, чьего-то развития – вам нужно это делать постоянно и - самое лучшее – позитивно: активизируя в сознании мысль человека о то. Что он – действительно прекрасен. Тогда и он - сможет стать таким. Почувствовать себя – таким.
Когнитивный подход является интеграцией бихевиористской и психоаналитической моделей. 
Искажения рационального понимания, свойственные незрелым субъектам, возникают на двух основных уровнях: 1) уровне «автоматических мыслей» - повседневных и ежесекундных мыслей, «мелькающих» в нашей голове по ходу общения и деятельности, 2) и на уровне базисных посылок – стабильных внутренних установок и оценок по отношению к себе, людям и своей жизни в целом.
Обычные люди часто люди интегрируют автоматические мысли о ситуативных неудачах в базисные посылки о собственной неуспешности, некомпетентности вообще. Компетентные люди, опираясь на базисные посылки о своей и чужой успешности:
а) формируют соответствующие позитивные автоматические мысли
б) позитивно переопределяют негативные ситуации. Позитивное переопределение – один из главных принципов, показателей социальной компетентности (А. Эллис, 1992, др.)

Экзистенциально-гуманистическая модель компетентности

В этой, гуманистической, модели компетентный человек – психолог или клиент, живущий по принципам ценностного процесса – постоянно и свободно изменяющегося осмысления себя и мира. В противоположность ему, обычный человек живёт как ценностная система, то есть совокупность жестко фиксированных и соотносящихся друг с другом норм.
При этом взрослые люди делятся на четыре основных типа.
1. Бессистемные субъекты – не приемлют четких ценностных ориентиров, склонны к полевому образу поведения, являются желанным объектом манипуляции, инфантильны, не умеют регулировать себя и своё поведение, отсутствует потребность в формировании смысла жизни и духовных запросов; полностью зависят от происходящего в обществе, очень удобны и покладисты.
2. Субъекты с элитарными ценностными системами. Жизнь подчинена единой высшей цели: любая их существенных ценностей человеческой жизни. Эти люди отличаются успешностью, целеустремлённостью, настойчивостью. Чем раньше осознаётся цель, тем большего успеха человек достигает. Слабости: серьёзные травмы и глубокие фрустрации при невозможности достижения цели и реализации идеалов; часто попадают в состояние депрессии, вступают в конфликты, отстаивая идеалы и цели, постоянно перед угрозой крушения надежд и разочарования.
3. Плюралистические ценностные системы – разрешают себе и другим быть разными, иметь различные ценностные идеалы и способы жизни. Гордятся своей толерантностью и терпимостью. Недостатки: невключенность в жизнь – защищают себя от конфликтов и разочарования, разрешая делать всем, что хочется. Часть этого превращения в беспринципность, невнимание к себе и окружающим людям. Часто под маской плюрализма скрывается человек, которому выгоден беспорядок.
4. Ценностный процесс («дрейфующие ценностные системы»).
Человек, который спонтанно и естественно реагирует на происходящее. Изменяясь как ценностный процесс, человек идёт от лучшего к лучшему. Слабости: внешняя асоциальность.
Обычный человек часто берёт на себя решение не только своих, но и чужих проблем. При этом он сталкивается с ситуациями неуспеха и перенапряжения. Люди, живущие как ценностный процесс, внешне эгоистичны. Они стремятся понять – что именно могут, должны и хотят изменить – в своей жизни и жизни окружающих, при этом они занимаются своими проблемами и решают свои задачи. На глубинном уровне они социальны, их цель – развитие себя и окружающих людей. Проблемы в общении у этой группы людей возникают как результат последствий социального саботажа и его обнаружения: сознательного отказа от манипуляций и подчинения манипуляциям. 
В зависимости от наличия вины и ответственностити, выделяют четыре типа реагирования человека на собственные действия и их последствия:
Первый – характеризуется отсутствием вины, стыда и отв-ти за совершенные действия.
Второй – человек этого типа испытывает чувство стыда за свои поступки, но это лишь так назыв. "внешняя ответственность", которая может быть не интернализованной, то есть не принятой самим человеком.
Третий – присутствие вины, внутренней интернализованной ответственности. Однако ее присутствие отнюдь не означает её внешних проявлений.
Четвертый – для этого типа характерна ответственность за свои дияния. Он не испытывает вины и стыда, поскольку это аутодеструктивные чувства.
Компетентный человек исправляет свои ошибки, как только их осознаёт. Исправление ошибок - мощнейший ресурс развития взаимоотношений. Безответственность разрушает человека так же, как и попытка насильственного разрыва или трансформации взаимоотношений.
К.Роджерс описывает компетентность человека через понятие полноценного функционирования, состоящего из двух компонентов: 1) зрелая личность(становление человека), 2) зрелые межличностные отношения (становление партнерами). К. Мустакас описывает три вида взрослого бытия. Дополняющие друг друга у компетентного человека: Being – in (личностное бытие), Being – with (бытие партнерами), Being – for (социальное бытие). Главное условие компетентности – сформированность каждого компонента и их соответствие друг другу.
Компетентный человек - открытый как по отношению к себе, так и к другим людям. Не боится высказать правду о себе и других, не замалчивает и не утаивает информацию. Стремиться развиваться индивидуально и вместе с другими, даже зная, что иногда совместное развитие невозможно. Человек развивается вопреки обыденным страхам остаться одному или показаться кому-либо неудачником. Перспектива развития отношений – от хороших партнёров ко всё более лучшим. Готовность идти на риск терпеть моменты боли, не скрывая и не преувеличивая её. Откровение и любовь такого человека «недефициентны». Поясняя это понятие, В. Франкл пишет, что зрелый человек: «нуждается потому что любит, а не любит, потому что нуждается». Человек зрелый живёт ради реализации общечеловеческих идеалов. При этом, как отмечает К.Роджерс: «чем более индивидуален человек, тем сильнее в нём проступает общечеловеческое».
Социальная компетентность также описывается с помощью ряда «психотерапевтических установок общения»:

Обыденное общение Психотераппевтическое общение
- непринимающее(условное принятие), отсутствие толерантности и любви
- оценочное понимание или непонимание, 
- неискренность и несоответствие самому себе
- неконкретность.
- принятие(безусловное), толерантность и любовь
- безоценочная эмпатия, сопереживание
- искренность и соответствие самому себе
- конкретность

Конкретность включает в себя три компонента:
1) Предметность, четкое определение того, о чём говорит человек.
2) Персонифицированность – когда человек говорит, он должен подчеркнуть, что говорит именно он.
3) Обращенность – человек должен понимать, с кем он говорит.
В этом гуманистическая психология и современный психоанализ пересекаются. Ж. Лакан, один из крупнейших современных психоаналитиков отмечает: «Когда человек говорит не с вами и не о себе, он остаётся клиентом. Человек излечивается когда говорит с вами и о себе».

Интегративная социально психологическая модель

Эффективность социального функционирования и успешность отношений человека связана с соотнесенностью, гармонией различных компонентов его жизни и общения. 
При этом социально психологическая компетентность включает два типа ориентации: 
1) адаптационный (борьба с трудностями, приспособление к системе), 
2) ассимиляционный, приспособление системы к себе
В соответствии с этим выделяются два типа людей и два способа жизни: 1 тип – обычные малокомпетентные люди, 2 – компетентные субъекты. Для первого типа характерно «перманентное противостояние», борьба и «героизм», свойственные обычным людям, субъективной задачей которых является преодоление жизненных трудностей. Для второго - удовольствие, радость и счастье – задача зрелых людей, стремящихся к гармонии и радости. Для первого способа типична стратегия самозатруднения: человек старательно и, как правило, малоосознанно строит свою жизнь, часто предпочитая неприятные ситуации, для того, чтобы с их помощью помочь решить свои старые проблемы. Второй способ – стратегия самореализации; связана с осмыслением собственного предназначения и жизненных целей.

 

Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Москва, Россия
Пароль
447755
Перейти к знакомству
Авторские права
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт My-Love.Ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!